По данным RIAA, по мере ослабления интереса к цифровым загрузкам продажи виниловых пластинок продолжают расти 16-й год подряд.
Винил перестал быть просто нишевым хобби для пап и хипстеров, он переживает серьезное возрождение в мейнстрим-музыке. Согласно годовому отчету о доходах Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (RIAA), в прошлом году виниловые пластинки впервые с 1987 года превзошли продажи компакт-дисков в США, продав 41 миллион единиц против 33 миллионов у CD.
Согласно отчёту RIAA, продажи виниловых пластинок неуклонно росли на протяжении последних 16 лет, и в настоящее время на них приходится 71 процент всех доходов от физического музыкального формата. Темпы роста здесь тоже не тривиальны — в то время как физические форматы в целом выросли на 4 процента, заработав 1,7 миллиарда долларов в период с 2021 по 2022 год, только продажи винила составили 1,2 миллиарда долларов, что на 17 процентов больше продаж по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения, продажи компакт-дисков упали на 18 процентов в 2022 году.
RIAA не первая, кто утверждает, что винил обогнал CD. Ассоциация ритейлеров развлекательных заведений (ERA) сообщила о том же важном событии ранее в этом году, хотя её цифры ссылались только на данные о продажах в Великобритании. Возобновившийся интерес к формату также распространился за пределами Великобритании и США, при этом аналогичный рост продаж отмечается в Германии, Японии и Южной Корее.
Есть несколько факторов, способствующих возрождению винила. Многие аудиофилы утверждают, что этот формат обеспечивает более теплое и аутентичное звучание по сравнению с цифровым (хотя некоторые утверждают, что это во многом субъективно). Ностальгия также играет роль для тех, кто жил в золотой век винила, но молодые поколения также стимулируют продажи, восхваляя осязаемость формата и художественное оформление. Артисты из поколения Z и поколения миллениалов обеспечили значительное количество продаж пластинок в 2022 году. Согласно отчету Luminate о продажах на конец года, Тейлор Свифт стала самым продаваемым исполнителем в прошлом году, продав почти 1,7 миллиона виниловых пластинок — больше, чем Harry Styles (719 000 продаж) и The Beatles (553 000 продаж) вместе взятых.
Несмотря на впечатляющее возвращение винила, потоковое вещание по-прежнему доминирует. В отчете RIAA говорится, что на такие сервисы потоковой передачи музыки, как Spotify и Apple Music, в 2022 году пришлось целых 84 процента от общего дохода от музыки, увеличившись на семь процентов по сравнению с предыдущим годом до рекордного уровня в 13,3 миллиарда долларов. Однако продажи цифровых загрузок продолжают снижаться. В этом году продажи формата упали на 20 процентов и составили всего 495 миллионов долларов, а в 2021 году уже упали на 12 процентов.
Автор: Егор Извеков